25 кадр: о чем с нами говорит наше подсознание?


Сегодня выражение «25 кадр» носит практически фразеологический характер. Его используют в названиях кафе, фотостудий и даже музыкальных альбомов, но каково истинное значение этой фразы?

Существование феномена 25 кадра напрямую связано с психическими процессами, которые протекают в теле человека без ведома его сознания, и которые оно (сознание) не способно отобразить. Именно человеческое подсознание стало главным участником эксперимента, проведенного в 1957 году американцем Джеймсом Вайкери (James Vicary) над жителями Нью-Джерси, посещавшими летние кинопоказы в этом штате.

Эксперимент Джеймса Вайкери

Вопрос о многогранности человеческого сознания и о существовании, помимо его разумной формы, других форм был изучен многими психологами и физиологами мира, и до сих пор все, что связано с нашим подсознанием, вызывает живой интерес научного сообщества. В середине же XX века главным направлением в этой области стал поиск способов сублиминального (подпорогового, т. е. неосознаваемого самим участником эксперимента) воздействия на психику человека.

Исследование Джеймса Вайкери было одним из самых известных в этой области. Автор эксперимента высказал предположение о том, что подпороговое воздействие на психику можно оказывать при помощи информации, содержащейся на 25 кадре видеопленки. Основывалось оно на том, что при показе кинофильма кадры меняются с частотой 24 элемента в секунду, поскольку зрение человека не способно различать более быструю их смену, но мозг способен.

Вайкери предложил добавить в пленку еще один фрагмент, содержащий рекламную информацию, а конкретно, слоган: «Голодны? Ешьте попкорн!» — и название торговой марки — Coca-Cola. Таким образом, частота кадров 25 единиц предполагала наличие 24 кадров с эпизодами фильма, которые зрители могли разглядеть, и одного, остававшегося за гранью их восприятия, но отображаемого на подсознательном уровне.

 

Чтобы проверить, как 25 кадр влияет на человека, Вайкери в течение всего лета демонстрировал посетителям кинотеатров Нью-Джерси фильмы, содержащие подобную завуалированную информацию, а затем проанализировал результаты статистики по покупке этих двух видов продуктов. По его заявлению, продажа попкорна, благодаря такой рекламе, повысилась на 50%, а кока-колы — на 17%.

Такой феноменальный успех позволил Джеймсу Вайкери открыть собственное агентство по использованию скрытой рекламы, но уже в 1958 году его теория была научно опровергнута Американской психологической ассоциацией, и позже Вайкери пришлось признать, что результаты его эксперимента были сфабрикованы. Но заявление о возможности скрытого воздействия на психику человека подобным образом до сих пор продолжает будоражить умы людей, поэтому изучение 25 кадра продолжается и в настоящее время.

Подсознание – лучший сообщник в манипулировании поведением человека

Может быть, Джеймс Вайкери и ошибся в выборе способа влияния на психику человека, но в одном он был абсолютно прав: воздействие на подсознание — возможно, и с помощью использования различных подпороговых стимулов легко заставить людей совершать определенные действия. Ярким примером такого влияния, помимо того, каким стал эффект 25 кадра, является регулирование массового поведения известными диктаторами XX века, такими, как Гитлер или Сталин.

Кроме того, достоверно известно, что в 70-е годы XX века на Западе и в СССР было создано множество лабораторий, в которых проводились эксперименты с целью поиска эффективных техник сублиминального воздействия. Постоянное давление оказывается на подсознание человека и сегодня. В чем оно заключается?

Можно выделить такие аспекты, как:

- влияние рекламы и СМИ;

- влияние общественного мнения;

- влияние родительских установок;

- частные случаи манипулирования поведением человека.

 

Реклама и ее воздействие на наше подсознание

Создавая теорию о том, как работает 25 кадр, Джеймс Вайкери не ушел далеко от истины. Он верно отметил, что используя определенные приемы скрытого воздействия, можно заставить человека покупать какой-либо продукт. Рекламные компании сегодня нашли множество способов влиять на выбор потребителей.

 

Наиболее популярные приемы подпорогового воздействия, используемые в рекламе:

- Многократное повторение. Например, рекламный ролик по телевизору или в интернете повторяется снова и снова. В результате человек начинает воспринимать рекламируемый продукт как знакомый, а привычному люди обычно доверяют больше.

- Размещение рекламы в «надежных» печатных изданиях. Если человек доверяет тому, что написано в конкретной газете, поскольку раньше информация в ней всегда была правдивой, то, вероятнее всего, он поверит и рекламе, которая появится на страницах такого издания.

- Рекламные кампании, в которых задействованы звезды известные персоны. Этим людям мы уже подсознательно доверяем, потому что они успешны, всегда хорошо выглядят и имеют то, чего так не хватает нам. И тут уже наше подсознание проецирует наши желания и стремления на определенный продукт.

 

Насколько человек зависит от мнения окружающих?

Если провести исследование ассоциативных рядов к слову «кинотеатр», одним из первых в цепочке ассоциаций будет стоять слово «попкорн». Традиция употреблять во время киносеанса этот продукт насчитывает более восьмидесяти лет, поскольку приносить его в кино американцы стали еще во времена Великой депрессии. Сегодня же попкорн в кинозале едят все, даже те, кто не очень любит его. Почему это происходит, ведь есть большое количество других, более полезных и вкусных продуктов? Тут уже в силу вступают общественные установки.

 

Человек, который берет с собой в кинотеатр попкорн, даже если он его не любит, может делать это потому, что «так принято». Здесь работает установка, которая была на слайде Джеймса Вайкери: «Голоден? Ешь попкорн!». Только в данном случае общественное мнение — это то, что значит 25 кадр в одноименном эксперименте, т. е. тот фактор, который подпорогово воздействуя на психику человека, заставляя его совершать определенны действия.

Реклама, СМИ и общественное мнение оказывают влияние на подсознание целой группы людей, руководят выбором и мнением масс. Именно так формируются понятия о моде, об эталоне красоты. Но помимо такого масштабного воздействия, подсознания человека ежедневно сталкивается и с воздействием частным.

Во многом на наше взрослое поведение влияют установки, заложенные в нас родителями. В психологии они носят название родительских директив. Наиболее восприимчив ребенок к такому влиянию в возрасте до 6 лет, и то, что родители закладывают в него в этот период, формирует сценарий его будущей жизни.

Не только родители, но и любой другой человек в нашем окружении также может стать тем, кто будет влиять на нашу психику. Например, мы подсознательно доверяем мнению успешной подруги, соглашаемся с доводами авторитетного начальника, поддаемся на уговоры продавцов в магазине и т. д.

Возможность существования таких феноменов, как 25 кадр, а также других форм подпорогового воздействия на психику человека заставляет задуматься, насколько мы в состоянии управлять собственной жизнью? Действительно ли наши желания продиктованы нашими потребностями, или они являются следствием родительских установок и навязанных обществом стереотипов?

Прочтений: 62

Оцените новость:

Комментарии (0)
    Ваше имя