Как родительские установки влияют на развитие ребенка?


Обеспечить гармоничное развитие ребенка — это задача, которая, казалось бы, должна стать главной для каждого родителя. Но почему, даже при наличии самых добрых и искренних намерений, сделать это не всегда удается? Ключевую роль здесь играет влияние родительских установок, которые во многом формируют личность человека и определяют сценарий его будущей жизни.

 Что такое родительские директивы?

Родительские установки, а в психологии этот термин также носит название родительских директив, являются ничем иным, как косвенными «приказами» о совершении (несовершении) каких-либо действий, которые ребенок получает от отца или матери. Чаще всего родители даже не осознают, что они делают это и недооценивают силу своего влияния на любимое чадо.

Впервые о влиянии родителей на жизнь ребенка заговорил Эрик Берн — автор транзакционного анализа, позже его последователи, психотерапевты из Америки Мэри и Роберт Гулдинги, подробно описали влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Ими было выделено 12 родительских директив:

1. Не живи (не будь).

2. Не делай.

3. Не чувствуй.

4. Не сближайся (не доверяй).

5. Не будь лидером (не будь значимым).

6. Не будь ребенком.

7. Не будь взрослым. 

8. Не будь успешным.

9. Не будь собой. 

10. Не думай (не будь умным). 

11. Не принадлежи.

12. Не будь здоровым, или не чувствуй себя хорошо.

 

Чтобы понять, какое выражение в вербальной (словесной) форме находят родительские директивы, достаточно привести пример классического разговора трех матерей между собой:

  •  М1: Моя Маша такая умница, наверно, школу с золотой медалью закончит, хотя еще рано об этом говорить, 7-й класс только. Недавно, представляете, даже заболела простудой, но все равно с температурой пришла на урок и написала сочинение на отлично!

  •  М2: Да, здорово, а вот Алису ничего не заставишь делать самостоятельно: одни гуляки на уме! С ней всегда были проблемы, с самого детства, нам так с отцом тяжело пришлось, когда она родилась, я даже работу бросила… Вот когда я была в ее возрасте, я             тоже, как Маша, сидела за книжками, училась, а она до сих пор ведет себя словно ребенок!

  •  М3: Честно говоря, я бы так не переживала из-за этого: они же еще дети! Вот я всегда Вадику говорю: «Детство — это самое счастливое время в жизни!» Надо давать им поблажки, пока они с еще нами, а то потом повзрослеют, уедут, женятся…

Каждая из матерей демонстрируют различные родительские установки и стили воспитания, которые в их общении с детьми, скорее всего, проявляются в похожей речевой форме:

  •В случае с Машей — это установка «не чувствуй себя хорошо».

  •В случае с Алисой — «не живи», а также директивы «не будь собой» и «не будь ребенком».

  •А в случае с Вадимом — послание «не будь взрослым».

Кроме речевых, в общении родителей с детьми могут быть задействованы еще и невербальные средства, направленные на подкрепление желаемого поведения. Это может быть одобрительное кивание головой или, наоборот, покачивание, похлопывание по плечу, различные формы физического наказания и т. д.

 

«Не живи»: откуда возникает такая страшная родительская директива?

Из вышеприведенного диалога видно, что мама номер два (М2), вероятнее всего, является носителем директивы «Не живи», которую, если произвести измерение родительских установок, можно назвать самой мощной по интенсивности своего воздействия. Но неужели, правда, родители могут желать такого своему ребенку?

Как уже было сказано, указания «не жить» или «не быть» даются родителями в косвенной форме. В данном случае, в разговоре с подругами мама Алисы высказывает свое недовольство не только поведением дочери, но и появлением ее на свет, в принципе.

 

В разговоре с ребенком это может выражаться в следующих фразах:

- Как же я устала от тебя!

- Нет, такая дочь мне точно не нужна!

- Мне пришлось пожертвовать своей карьерой, чтобы вырастить тебя, и чем ты мне отплатила?

- Нам с отцом так сложно пришлось с тобой в детстве, никто нам не помогал…

Такие родительские установки и реакции возникают вследствие того, что у самих родителей имеются нерешенные проблемы. И эти проблемы они переносят на ребенка.

Вот с чем это может быть связано:

1. С их нереализованными желаниями. В данном случае мать хотела построить карьеру, но ей пришлось заниматься воспитанием дочери.

2. С несчастными событиями, произошедшими в семье. Например, развод, в результате которого матери одной пришлось растить ребенка, и эта задача оказалась слишком тяжела для нее.

3. С неспособностью справиться со своим эмоциональным состоянием. Когда в порыве гнева родитель говорит ребенку: «Глаза бы мои тебя больше не видели!» и т. д.

Эти факторы влияют не только на передачу директивы «не живи», но и на другие родительские установки и стили семейного воспитания. Причем для каждого родителя причины возникновения послания, которое он стремится передать своему ребенку, всегда имеют рациональный характер, но в глазах детей эти сообщения чаще всего иррациональны.

  

Как ребенок реагирует на зашифрованные родительские послания?

И Эрик Берн, и супруги Гулдинги отмечали тот факт, что влияние родительских установок на развитие детей очень сильно. В своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Берн говорит о том, что родители часто формируют сценарий жизни человека. В качестве примера он приводит рассказ о двух братьях, которым мать дала установку: «Вы оба попадёте в психиатрическую больницу!» В результате с одним из братьев так и произошло, а второй стал психиатром.

Из наблюдения Эрика Берна видно, что исполнена директива родителей может быть несколькими путями. В случае с посланием «не живи» также возможны различные варианты реализации плана, которые предполагает методика изучения родительских установок, и которые подтверждаются реальными жизненными примерами.

Детская психика очень уязвима, и такие посылы ребенок воспринимает, как прямое руководство к действию. Как умереть он еще не знает, и потому он постоянно испытывает чувство вины за свое существование.

В результате он может:

- Демонстрировать непокорное поведение, как это происходит с девочкой Алисой в приведенном примере. Тем самым он позволяет себе испытать вину за какой-то конкретный поступок, поскольку это легче, чем мучиться угрызениями совести непонятно по какой       причине.

- Воспринять призыв «не живи» не буквально, а запретить себе жить собственной жизнью. В нашем примере влияние родительских установок на ребенка могло также привести к подобной ситуации, поскольку мать хочет, чтобы дочь жила ее жизнью: «Я в твоем         возрасте сидела за книжками, училась, а не шлялась по улицам!»

- В тяжелых случаях такие дети могут стать жертвами пагубных привычек, увлечься опасными видами спорта, демонстрировать асоциальное поведение или даже покончить жизнь самоубийством.

 

Как перестать угождать родителям и начать жить своей жизнью?

В реальной жизни на человека влияет сразу несколько директив. Часть из них может быть передана родителями, часть людьми, окружающими его, и обществом в целом, поэтому сложно произвести точное измерение родительских установок и реакций и определить степень их воздействия на личность. Часто, выходя из области, влияния одной директивы, человек попадает под воздействие других. Как же научиться управлять собственным поведением и понять, чего действительно хочется в этой жизни?

 

Особенности родительских установок таковы, что они действуют на человека исподволь, и потому влияние их кажется незаметным, поэтому начинать работу по избавлению от деструктивных посланий стоит с осознания ситуации и отделения своего я от желаний родителей. Этот путь может занять длительное время, и не каждый человек способен самостоятельно прийти к правильным выводам. В таком случае лучшим помощником в освобождении от разрушительных посланий может стать психолог, у которого можно получить консультацию о влиянии родительских установок на развитие детей, и с которым можно проработать имеющиеся проблемы.

Прочтений: 182

Оцените новость:

Комментарии (0)
    Ваше имя